О Церкви †

 

 

 

 

 

 

 

 

В начале двадцатого века в Барнауле польская община составляла уже

более 400 человек, и тогда стал вопрос о строительстве костёла. В состав католической общины входили верующие разных сословий. Среди них были военнослужащие, работники управления Алтайского округа, предприниматели, промышленники, врачи, инженеры, архитекторы. Общиной католиков был сделан запрос в Городскую Думу о выделении земли под строительство костёла. 

В марте 1906 года Дума дала на запрос общины согласие. И постановлением Думы от 8 декабря 1908 года по журналу за №283 «…по Московскому проспекту (ныне Ленинскому) между 3 и 4 Алтайскими улицами мерою 15×25 саж. всего 375 кв. сажень» земли в районе так называемой «Дунькиной Рощи» (ныне сквер АлтГТУ) было отведено под постройку костёла.

 

Автором проекта костёла в неоготическом стиле был городской архитектор Иван Калист Феодосиевич Носович. Этот проект был рассмотрен и одобрен Строительным Отделением Томского Губернского Управления по протоколу за №114 в 1909 году.  

Строительство здания костёла было завершено в 1913 году на средства католической общины г. Барнаула. Одним из первых священников был Антоний Жуковский в 1885-1909-1937 гг. Он принадлежал Архиепархии могилевской, был выпускником Духовной семинарии в Санкт-Петербурге. В 1912 году Антоний Жуковский назначается пастырем в Римско-Католическую Церковь Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии в городе Барнауле.

В то время приход входил в состав Томского Деканата и насчитывал около 

 

500 верующих. Церковь просуществовала до 29 декабря 1931 года и была закрыта в связи с начавшимися репрессиями. Барнаульский городской Совет своим решением  «О расторжении договора на 

пользование культурным зданием с Римско-Католической общиной» практически изъял костёл из числа культурных сооружений.

В 1936 году здание костёла потеряло свой первоначальный облик, так как было «перестроено», снесли всю 

 

верхнюю остроконечную часть, после чего оно было переоборудовано под аптеку.

 

Такое положение сохраняется до сих пор. Ранее это небольшое по размерам здание костёла являлось единственным в городе образцом неоготического стиля, которое разместилось по одной стороне с двумя православными церквями 

(Одигитриевской и Никольской) и лютеранской. Одигитриевская и лют

еранская церкви были полностью снесены в советский период.                        

Никольская, как и католическая церковь, была в то время закрыта. 2 ноября 1992 года в Барнауле официально была зарегистрирована католическая община, которая сразу же обратилась к городским властям с просьбой о возвращении храма 

законному собственнику, права которого документально подтверждены.   Кроме того, община брала на себя обязательства восстановить здание церкви в 

его первоначальном виде по сохранившимся чертежам и рисункам, что, без сомнения, украсит центр города.

 

 

 

Исторически памятник Римско-Католической церкви (костёл) в городе Барнауле, Томской губернии и земля на котj

рой он стоит, изначально принадлежал общине. Источником права являются сохранившиеся в архиве документы: «Проект Римско-Католической церкви (костёла) в городе Барнауле, Томской губернии».

Приход Христа Царя Вселенной в Барануле Римско-Католической Церкви сам установил подлинность сохранённых историей документов, что подтверждается и документами, предоставленными архивом.

Но ситуация вокруг передачи католического храма растянулась на 18 лет.
30 ноября 2010 года был подписан «Федеральный Закон РФ №327-Ф3 «О передаче 

религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности«. На основании этого закона нами подано заявление в Главное Управление Имущественных Отношений Алтайского края в феврале 2011 года о возврате нашей церкви.

Мы, прихожане Римско-Католической Церкви, ожидаем, 

что решение будет найдено и храм будет возвращён его законному владельцу — католической общине города Барнаула.

 

Добавить комментарий